Шпаков Илья — кандидат исторических наук (shiva16) wrote,
Шпаков Илья — кандидат исторических наук
shiva16

Categories:

Становление типового школьного строительства в Курске в 30-50-е гг. XX в.

Давно у меня вышла эта краткая обзорная статья в печатном виде. Вот, наконец, отфоткал все основные здания и представляю ее здесь.

Началом истории типового школьного строительства на территории СССР считаются постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. В них было сформировано окончательное видение на советскую школьную систему, в том числе описана и необходимая для школьного образования инфраструктура.



Ключевым обеспечивающим учебный процесс элементом школьной инфраструктуры являлось здание общеобразовательного учреждения. Данные здания были дифференцированы на три вида: школа на 280 учащихся, школа на 400 учащихся и школа на 880 учащихся. Данное разбиение четко ограничивало территории для их постройки и их внутреннюю структуру. Помимо этого было произведено ограничение кубатуры и использования внутреннего пространства: 65 % внутренних помещений должны были являться учебными, 35 % — вспомогательными.

1. Фрагмент постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22.11.1935.


В течение 1935—1938 гг. архитектурно-проектными мастерскими страны велись поиски наиболее экономичных проектов, при сооружении которых было возможно наиболее полно использовать индустриальные методы строительства, для сокращения смет и уменьшения сроков строительства. Итогом этих изысканий стало утверждение двух вариантов школьного строительства. Первый вариант представлял собой индивидуальное проектирование общеобразовательного здания (с соблюдением всех предъявляемых к нему требований) для строительства в существующих кварталах со сплошной застройкой, когда школьное здание было необходимо встраиваться между уже существующих строений. Второй же вариант предусматривал использование типовых проектов, которые за счет использования стандартизованных конструктивных и архитектурных элементов и схожих объемно-планировочных решений объединялись в серии, привязываемых на свободные участки территорий населенного пункта.

В 1938 г. году архитекторами Джусом К., Леоновым Б., Рогайловым Б. и другими была создана серия типовых проектов для школьного строительства, рекомендованная для применения на всей территории СССР. Особенностью проектов данной серии стали относительно небольшие габариты зданий, улучшенная планировочная структура (на основе сравнения с разными проектами школ, сооружавшихся в предыдущие годы), введение в состав школы специализированных помещений: физкультурного зала, кабинета биологии с лабораторией, комнаты комсомольской организации. За основу планировочного решения архитекторами были положены единый рекреация-коридор, объединяющий шесть-семь классов и двух-, трехстороннее расположение самих классов.

2. Двухкомплектная средняя школа, арх. Джус К.И., отдел проектирования Моссовета, 1936 г., Москва, пл. Горького


Поскольку Курск являлся относительно крупным городом РСФСР, то основным типом зданий для школьного строительства должны были быть двухкомплектные средние школы на 880 учащихся. Территориально данные большие школьные здания должны были охватывать учащихся сразу нескольких кварталов или даже целого района, что при отсутствии хорошо развитой системы общественного транспорта в Курске приводило к большим временным издержкам для школьников, затрачиваемым на путь из дома в школу и обратно.

Примером одной из первых типовых школ на 880 учащихся является здание школы № 17, расположенное на улице Пионеров, д. 64. Здание строилось в 1937—1938 г. по одному из ранних типовых проектов. Это здание с переменной этажность (3-4 этажа), вытянутое вдоль улицы Пионеров, П-образное в плане. На первом этаже здания располагается симметричный вестибюль, на всех этажах также располагается узкий коридор-рекреация, куда выходят классы. Школа имеет весьма простое объемное и композиционное решение с выявлением осей симметрии вдоль 4-х этажного головного корпуса и поперек 3-х этажных боковых корпусов-выступов. Фасады школы были решены в конструктивистском стиле. Поскольку для школы использовался ранний проект, то он имел в себе большое число недостатков: неоправданно увеличенная кубатура лестничных клеток и коммуникационных коридоров, отсутствие стандартизации конструктивных и архитектурных деталей, отсутствие единых архитектурно-планировочных решений для помещений, что увеличило стоимость и сложность строительства общеобразовательной школы.

3. Типовой проект школы на 880 учащихся, Ул. Пионеров, д. 64


По аналогичным ранним типовым проектам были выстроены здания школы № 22 на улице Почтовой, № 7 на улице Дзержинского, здание школы на улице Павлова, которое было полностью разрушено в Великую Отечественную войну. Для строительства школы на улице Радищева (сейчас лицей № 6 им. М. А. Булатова) был выбран уже типовой проект из серии 1938 года.

4. Типовой проект школы на 880 учащихся, Ул. Почтовая, д. 7


5. Типовой проект школы на 880 учащихся № 67, арх. Цыганков, Наркомпрос РСФСР, Ул. Радищева, д. 54


После войны школьное типовое строительство изменяет свой характер. Основное массовое жилищное строительство начинает вестись в рабочих поселках промышленных предприятий. Курским облпроектом в 1947 г. утверждается проект поселка Курского резинового завода (РТИ) в Рышково, архитектор Иванов А.А, 1949 г. — Курского подшипникового завода № 12 (ГПЗ-12), архитектор Гаркуша Д.И., 1951 г. — Курского завода передвижных агрегатов (КЗПА), архитектор Гаркуша Д.И., и другие.

6. Планировка школьного участка в квартале № 2 рабочего поселка завода РТИ


Поскольку проекты рабочих поселков предполагали комплексную застройку территории индустриальными методами с жесткой экономией средств, то при планировании выбор делался на использование исключительно типовых проектов зданий. Застройка разбивалась на несколько очередей и школьное строительство предусматривалось в первую очередь.

7. Титульный список первоочередного строительства завода КЗПА


В связи с тем, что проектирование и строительство этих «социалистических городков» велось поквартально, то территория обслуживания школ сокращалась с районов до близлежащих кварталов, и поэтому в детальных планах рабочих поселков архитекторами делался выбор в пользу небольших зданий общеобразовательных учреждений на 400 учащихся. Городской отдел народного образования (ГорОНО) также стал использовать данный вид проектов для школьного строительства в кварталах с индивидуальной жилищной застройкой, в центральных же районах города, где предполагалось многоэтажное строительство, выбор делался в пользу крупных школ на 960 учащихся.

Основным типовым проектом в послевоенное время становится проект здания школы на 400 учеников № 256 (№ 2-02-05 после пересмотра в 1950 г.), разработанный в 1947 г. архитекторами Вавировским Н.М. и Дилакторской Л.Л. из архитектурно-проектной мастерской Министерства просвещения РСФСР.

По данному проекту были построены здания школ завода РТИ на улице Резиновой, д. 3 и д. 14; школы ГорОНО на улице Павлуновского, д. 99, на улице 1-я Офицерская, д. 29, на улице 2-я Стрелецкая, д. 46; школа завода ГПЗ-12 на улице Сумской, д. 29.

8. Типовой проект школы № 256, ул. Резиновая, д. 3


9. Типовой проект школы № 256, ул. Павлуновского, д. 99


10. Типовой проект школы № 256, ул. 1-я Офицерская, д. 29


Помимо часто используемого 256 проекта в Курске однократно применялся еще другой, но очень схожий тип здания школы на 400 учащихся: типовой проект 222, разработанный также в 1947 г. архитекторами Вавировским Н.М. и Великановым А.П. из архитектурно-проектной мастерской Министерства просвещения РСФСР. Школа по этому проекту была выстроена заводом Аккумулятор на улице Широкая, д. 8. Стоит отметить, что данное здание по итогам Всероссийского конкурса на лучшие жилые и гражданские здания, выстроенные в 1950 г. в городах и рабочих поселках РСФСР, получило третью премию за качество строительных и отделочных работ, а также благоустройства близлежащей территории.

11. Типовой проект школы № 222, Ул. Широкая, д. 8


12. Фото с Всероссийского конкурса на лучшие жилые и гражданские здания, выстроенные в 1950 г.


В послевоенное время в Курске строились школы и других типовых проектов: школа ГорОНО на 960 учащихся на улице Гоголя, д. 10 — проект 260 архитекторов Смышляева В.Я. и Мордвишова Е.Г. из архитектурно-проектной мастерской Министерства просвещения РСФСР; школа завода КЗПА на 400 учащихся на улице Социалистическая, д. 10 — проект 520 (2-02-17) архитекторов Чалдымова А.К., Змеула С.Г., Наумова С.Ф., Великанова А.П. из архитектурно-проектной мастерской Министерства просвещения РСФСР и ряд других.

13. Типовой проект школы № 260, Ул. Гоголя, д. 10


14.Типовой проект школы № 2-02-17, ул. Социалистическая, д. 10


15. Типовой проект школы № 2-02-17, ул. Ильича, д. 31


Принципиальных отличий в архитектурно-планировочных и конструктивных схемах между различными послевоенными типовыми проектами школ не было. Отличались они главным образом объемом и вариантами оформлением главных фасадов.

Общей для большинства школ продолжала оставаться П-образная форма в плане. Основные и вспомогательные помещения также как и в довоенных проектах группировались около коридора-рекреации, который в послевоенных проектах был расширен. Лестничные клетки располагались в торцах зданий.

16. Поэтажные планы с экспликацией помещений типового проекта школы № 256


Существенным недостатком проектов школ этого времени было уменьшение ряда основных помещений: вестибюля, гардероба, санузлов. В типовых проектах школ вместимостью 400 учащихся отсутствовали актовый и физкультурный залы. Во всех без исключения типовых проектах был не решен вопрос разделения учебных групп по возрастному принципу.

В оформлении фасадов часто применялись рустовка, декорирование пилястрами, колоннами. Здания венчались тяжелыми карнизами, фронтонами с лепными барельефами, а входы подчеркивались усложненными порталами.

17. Архитектурные элементы фасадов школ


Среди однообразной и безликой жилищной застройки рабочих поселков по типовым проектам 207, 228 и 204 серий, нашедших в Курске широкое распространение, богатые по декору величественные здания школ становились архитектурными доминантами улиц и кварталов, притягивающих взгляды прохожих.

Несмотря на однотипность и наличие ряда недостатков в большинстве построенных как в довоенный, так и в послевоенный период школ Курска применение типовых проектов позволило быстро осуществлять их строительство с небольшими размерами смет, что было особенно важного для послевоенного восстановления сети общеобразовательных школ города, а также ее развития в связи с ростом жилищного строительства на окраинах. Территориальная разделенность и изменения фасадов при привязке типовых проектов школ к местности местными архитекторами позволили избежать однообразия экстерьеров школьных зданий и придать уникальность общеобразовательным зданиям в разных районах города Курска.

Источник:
Шпаков И.В. Становление типового школьного строительства в Курске в 30-50-е гг. XX в. // Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования: материалы международной научно-практической конференции, Курск, 27-28 марта 2015 г. Ч. II. - Курск, 2015. - С. 288-291.

Tags: 2-02-17, 222, 256, Курск, история, фотообзор, школы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments